Кто же такие
логопеды и чем они занимаются?
Логопед —
коррекционный педагог, занимающийся устранением речевых нарушений у детей и
взрослых. Логопед не только «ставит» звуки. В задачи логопеда входят расширение
и обогащение словарного запаса детей, развитие связной речи и обучение грамоте,
исправление грамматических ошибок.
Ребенок не рождается
со сложившейся речью. Постепенно, шаг за шагом, он учится правильно и четко
произносить звуки, связывать между собой слова, строить предложения, ясно и
последовательно излагать свои мысли. Но, к сожалению, иногда речевое развитие
происходит с опозданием или с особенностями развития. В этом случае поможет
логопед.
В каких случаях
родителям следует обратиться к логопеду: речь ребенка неразборчива и непонятна, ребенок
неправильно произносит звук, до подросткового возраста сохранилось неправильное
звукопроизношение.
Дислалия -
у ребенка нормальный слух, достаточный словарный запас, он правильно строит
предложения, не допуская грамматических ошибок, но при этом произносит звуки
по-детски, как маленький. При дислалии звуки могут искажаться, заменяться на
другие, смешиваться или просто отсутствовать. При своевременной логопедической
помощи, дислалия быстро и безвозвратно компенсируется у детей.
Дизартрия -
нарушение произносительной стороны речи, обусловленное недостаточной
иннервацией речевого аппарата, расстройство артикуляции. Оно возникает, когда
скорость, сила и объем движений органов речи ограничены. Прежде всего,
ограничен в движениях основной орган артикуляции – язык. Затруднено движение и
других частей речевого аппарата (губ, неба, голосовых связок, диафрагмы). Речь
дизартрика невнятна, непонятна для окружающих, «каша во рту».
Ринолалия -
нарушение тембра голоса и звукопроизношения, обусловленные
анатомо-физиологическими дефектами речевого аппарата. Характерным для ринолалии
является патологическое изменение тембра голоса. Именно поэтому прежнее
название ринолалии – гнусавость. Кроме того, при ринолалии наблюдается
искаженное произнесение всех звуков речи. В целом речь при ринолалии мало
разборчива, монотонна.
Общее недоразвитие речи (ОНР) -
различные сложные речевые расстройства, при которых у детей при нормальном
слухе и интеллекте нарушено формирование всех компонентов речевой системы. Речевая
функция неполноценна целиком – фонематическая, лексическая (словарный запас),
грамматическая (словообразование и словоизменение, связь слов в предложении)
стороны языка.
Фонетико-фонематическое недоразвития
речи (ФФНР) - нарушение процессов формирования произносительной
системы родного языка у детей с различными расстройствами вследствие дефектов
восприятия фонем и произношения звуков.
Задержка речевого развития (ЗРР) -
уместна по отношению к детям раннего возраста. Примерно до пяти лет остается
надежда на доразвитие нервных структур, ответственных за речь. Дети с задержкой
речевого развития осваивают необходимые речевые навыки так же, как и дети без
проблем в речевом развитии, но в более поздние сроки. У них позже, чем положено
в среднестатистические сроки, появляется речь, и развивается она медленнее, чем
у других детей.
Трудности в обучении чтению и
формировании письма, специфические стойкие нарушения чтения и письма: ребенок
знает правило, но забывает использовать его при письме, допускает ошибки, что
приводит к устойчивой неуспеваемости по русскому языку; ребенок плохо читает,
медленно и монотонно, с ошибками, а иногда и сам придумывает конец читаемой
фразы.
Дислексия -
нарушение чтения при сохранном интеллекте и физическом слухе, связанное с
нарушением или недоразвитием некоторых участков коры головного мозга.
Проявляется в замедленности, фонетическом искажении (пропуск букв, добавление
ненужных, искажение слов, замена букв местами, пропуск начальных слогов) или
непонимании смысла содержания при чтении.
Дисграфия -
частичное нарушение письма, неспособность (или затрудненность) овладения
письмом при сохранном интеллекте и физическом слухе. Это специфические и
повторяющиеся ошибки на письме, не связанные с незнанием грамматических правил
(замены, пропуски, перестановка, недописывание букв, вставка лишних букв,
слияние нескольких слов в одно и разделение одного слова на части).
Заикание -
традиционно определяется как нарушение темпа, ритма и плавности речи,
обусловленное судорожным состоянием мышц речевого аппарата. При заикании органы
артикуляции движутся со сбоями, дыхание становится напряженным, коротким, часто
заикающиеся говорят на вдохе, голос также напряжен. Отсутствует согласованность
в работе артикуляции, дыхания и голоса. Основной симптом заикания – судороги
мышц речевого аппарата.
Современные родители стараются
максимально занять своего ребенка спортом, музыкой, иностранными языками, часто
игнорируя то, что малыш с трудом произносит некоторые звуки даже родной речи.
Многие считают, что с возрастом это пройдет. Занятия у логопеда необходимо начинать
как можно раньше, поскольку исправлять подобные нарушения с возрастом
становится все сложнее. Поэтому если в расписании вашего ребенка появятся
логопедические занятия к ним надо относится так же серьезно, как и к основным.
Комментариев нет:
Отправить комментарий